Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: ИСТОРИИ ::. АФОНЯ
Афоней вместо Куравлева мог стать Караченцов Спасибо вам, дорогие читатели, за добрые отзывы о нашей рубрике «Фотопробы». Признаюсь, я и сама с большим любопытством каждый раз переступаю порог архива «Мосфильма», где его сотрудники достают с какого-то по счету стеллажа пожелтевший от времени альбом фотопроб к очередному любимому фильму. Открываем альбом - и дух захватывает от сюрпризов! «Смотри-ка, надо же, сколько популярных актеров на Афоню пробовались! А молодые какие, смешные!» Фильм Георгия Данелия «Афоня» - классика советского кинематографа. Но не менее эффектно выглядит галерея пробующихся на главную роль в картину актеров! Впрочем, разглядывайте сами. Всем бы таких сантехников! Претендентов на главную мужскую роль - сантехника-выпивоху Афоню Борщева - было предостаточно. Сначала режиссер пригласил для серьезного разговора Владимира Высоцкого. Высоцкому жутко нравился сценарий, и он хотел стать «работником ЖЭКа», но до проб так и не дошел - режиссер Георгий Данелия и сценарист фильма Александр Бородянский посчитали, что из Высоцкого получился бы слишком мощный и серьезный сантехник, а снимать хотели кино с юмором. Очень похожим на Афоню казался актер Георгий Бурков. Но Георгий и актриса Евгения Симонова в роли Кати как-то не подходили друг другу. На худсовете говорили: «Георгий Бурков обаятельный и симпатичный, но с трудом верится, что такая девочка, как Женя Симонова, влюбилась бы в него с первого взгляда - зритель не поверит... Афоня Буркова должен что-то совершать, чтобы на него обратила внимание Женя Симонова, но для этого потребуется изменить сценарий - получится другой фильм». Не убедил худсовет и актер Владимир Носик: он был «слишком положительным», играл генералов и в образе выпивающего человека не смотрелся. - Я пробовался с Евгенией Симоновой и Брондуковым, - рассказал «Комсомолке» Владимир Бенедиктович. - Режиссеру очень нравился его герой, когда я его спросил, каким он видит Афоню, Данелия ответил: «Он - одуванчик», ну, дескать, что-то в нем такое доброе... Роль мне была интересна, но, видимо, во мне что-то не устроило, может, возраст - я был моложе героя... Но я на отказ не обиделся и фильм смотрю с большим удовольствием, сильная картина. После проб на всю жизнь осталось приятное впечатление от общения с Георгием Данелия. Замечательный режиссер! Когда пробовали Караченцова, ассистентка режиссера воскликнула: «В такого сантехника Катя вряд ли влюбилась бы - посмотрите на его зубы! На них придется делать накладку!» Мужчины киногруппы удивились - они не видели в улыбке Николая никаких дефектов, но к мнению дамы решили прислушаться и Караченцова забраковали. - Кинопроб у меня не было, была только фотопроба, - сказал нам еще один претендент на Афоню, актер Виктор Проскурин. - Почему я не подхожу, мне никто не объяснял - было не принято. Но наверняка Данелия знал, что он будет снимать Куравлева, а фотопробы других актеров делали ассистенты, чтобы получить за это денежные знаки... Я тоже получил - 13 рублей 50 копеек. У меня в ту пору в театре зарплата была 90 рублей... Не повезло на пробах и молодому актеру (сегодня - известному режиссеру) Владимиру Меньшову. Он пробовался в паре с Симоновой. Неплохая проба получилась у актера Вячеслава Долгорукова (первой любови Натальи Гундаревой). Но предпочтение было отдано Куравлеву. Как рассказал режиссер, он действительно сразу планировал на роль Леонида Куравлева, но вызвал его на пробы не сразу - надеялся, а вдруг ассистенты, которые искали исполнителя по всей России, приведут актера, который откроет своего, неожиданного Афоню?.. Федула - Носик, Брондуков? Владимира Носика пробовали не только на роль Афони, но и на роль Федулы, но более убедительным в этом образе оказался Брондуков. Брондуков на пробах с разными претендентами, «примеривающими» роль Афони, становился лидером, как бы подавлял главного героя. А в паре с Куравлевым он сразу же стал подчиненным... Катя - Каменкова, Прудникова? В архиве «Мосфильма» сохранились пробы на роль Кати актрис Елены Прудниковой и Анны Каменковой. - Сыграть, конечно, хотелось. Это были первые надежды... Пробовалась я с удовольствием, вспоминаю это время по-доброму, - рассказала Анна Семеновна Каменкова. - Вы обиделись, что вас не взяли? - А вы как думаете?! - И даже перестали с режиссером поддерживать отношения? - Мы просто больше с ним не работали. «Афоня» - это единственная картина, на которой я общалась с Георгием Данелия. Я спросила человека из команды Данелия, участвующего в отборе актеров: чего, на его взгляд, не хватало в Каменковой? - Нельзя говорить, чего не хватало. Аня Каменкова и Женя Симонова - разные типы. И мы хотели попробовать различные варианты. У Каменковой роль получалась более трагической. И если бы Аня играла в фильме - я бы не очень поверил, что ее Катя поехала бы в деревню за Афоней, то есть какие-то вещи могли казаться надуманными... Елена Прудникова тоже в роли Кати казалась слишком серьезной. А Женя Симонова идеально подходила под тот образ, который себе представлял режиссер. Симонова параллельно собиралась играть в другом фильме, это очень расстроило Данелия - ему хотелось открыть свою, новую «звездочку», но он все равно снимал Симонову. КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ: Страна знает своих героев! (Борщев). Главное, чтобы сам человек был хороший. В принципе. Ошибки всегда можно исправить! (Катя). Чувствуйте себя, как дома! - Да не забывайте, что в гостях! (Борщев). Если б тебе предложили планету с любой жизнью, ты б с какой выбрал? - Да где пиво бесплатное. (Коля, Борщев). От себя-то убежать можно, а вот от милиции не убежишь! (Милиционер). Как сценарист стал пивоманом Для сценариста Бородянского это была дипломная работа. Ее долго никто не хотел ставить, но потом он по совету друзей отправил «Афоню» на конкурс сценариев... о рабочем классе, где получил приз. О смешном сценарии узнал Данелия и без труда пробил запуск новой картины. «Не знаю, стоит ли вам рассказывать об этом? - размышлял в процессе нашего разговора Бородянский. - Боюсь, Данелия, когда прочитает, на меня дуться будет... Он-то уверен, что я пиво всегда обожал, а на самом деле до «Афони» я его на дух не переносил. Сценарий писал на родине в Воркуте и там увидел, как мужики сначала сырое яйцо разбивают, желток плюхают в пиво, а затем пьют. Этот процесс описал в сценарии. Георгий Николаевич решил, что, раз мне известны такие тонкости, значит, я большой знаток этого напитка, когда мы с ним приходили в кафе пообедать в перерывах между съемками, он говорил: «Ну, ты, конечно, пиво выпьешь!» Чтобы его не разочаровывать, мне приходилось пить. На съемках у нас тоже постоянно пиво было. А однажды я получил телеграмму: «Срочно приезжай на съемки!» Приехал. Снимали сцену в бане, где Афоня знакомится с Колей (Леоновым), и для этой сцены к пиву был куплен мешок воблы - тогда это был огромный дефицит! А меня пригласили как главного специалиста в этом деле. В результате за время съемок я так полюбил пиво, что действительно стал знаменитым пиволюбом!» ИСТОРИИ НА СЪЕМКАХ Актрисе сделали грудь из манной каши Хоть в фильме и были заняты очень популярные актеры - Евгений Леонов, Леонид Куравлев, - самым бронебойным успехом пользовался все же Крамаров. На рынок посылали только Савелия - продавцы задаривали его продуктами, но относились к нему, как к дурачку: раз играет их в кино, значит, и в жизни такой. Крамарова это задевало, но он терпел: с продуктами в магазинах было туго... Актера Брондукова охранники ресторана в московской гостинице (где шли съемки) приняли заѕ алкаша. В перерывах между съемками Брондуков, не переодеваясь, вышел на улицу покурить и пропал. Кто-то из киногруппы пошел его искать и увидел, как упирающегося Брондукова с бранью выкидывают из гостиницы: «Тоже выдумал - артист! Сказали тебе, пьянь болотная: нечего тебе здесь делать!» Когда снимали эпизод на танцах, в котором Афоня знакомится с девушкой с пышным бюстом, актрисе Тане Распутиной, чтобы увеличить грудь, решили подложить манную крупу. А тут заболела ассистентка-костюмерша и прислала вместо себя мужа. Тот долго возился с бретельками набитого крупой бюстгальтера, а потом, не мудрствуя лукаво, туго завязал их сзади на «морской узел». Грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной деталью... Сцену во дворе Куравлева с Симоновой снимали до обеда, а потом после обеда
(во время обеда Куравлев по привычке переоделся). И только при монтаже увидели,
что Куравлев в одной сцене в разных рубашках! Переснимать было поздно - оставили
так. Но, что удивительно, зрители не заметили этого подвоха - так были захвачены
переживаниями героев... Анна ВЕЛИГЖАНИНА, 27 ноября 2003 г.
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|