МИХАЛКОВ
Никита Сергеевич
Родился 21.10.1945, Москва
ЧАСТЬ 2
«Раба любви»
Широко известный сегодня фильм «Раба любви», рассказывающей о судьбе звезды
немого кино, начинал снимать другой режиссер - Р. Хамдамов. Тогда картина носила
название «Нечаянные радости». Авторами сценария были писатель Ф. Горенштейн и
А. Михалков-Кончаловский. Однако, в процессе работы возникли непреодолимые проблемы,
и съемки «заморозили». А поскольку картина снималась на «Мосфильме» в экспериментальном
хозрасчетном объединении Г. Чухрая и на нее были уже затрачены деньги, то выпускать
ее нужно было в любом случае. Сделать это предлагали разным режиссерам, но все
отказывались. Тогда-то руководство «Мосфильма» и решило перепоручить его молодому,
но уже хорошо зарекомендовавшему себя, Никите Михалкову. Михалков согласился,
но попросил переписать сценарий «под него». В результате переделки картина ожила,
приобретя необходимую остроту, юмор, чувство стиля, а заодно изменилось и название
- «Раба любви».
Главную роль звезды немого кино Ольги Преображенской (прототипом которой послужила
великая )
сыграла неподражаемая .
На другие роли Михалков пригласил и
(с которыми вместе работал в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»), Родиона
Нахапетова,
и своего друга .
В очередной раз Михалков обратился к теме Гражданской войны, и в очередной
раз умело ушел от шаблона, обратившись теперь к жанру трагической мелодрамы с
элементами приключенческого кино. Картина была высоко оценена на различных всесоюзных
и международных кинофестивалях. Никита Михалков, как режиссер, был отмечен Призом-пластиной
«Золотой Тур» на МКФ в Тегеране (1976) и Дипломом за лучшую режиссуру на Кинофестивале
молодых кинематографистов к/ст «Мосфильм» (1976).
«Неоконченная пьеса для механического пианино»
К
очередной своей работе – мелодраме «Неоконченная пьеса для механического пианино»
- Никита Михалков подошел уже сложившимся режиссером, обладающим собственным неповторимым
стилем. Немаловажным фактором являлось и то, что у него образовался коллектив
единомышленников, которым он доверял, и которые прекрасно понимали и воплощали
на экране его идеи. Это и художник, сценарист , и оператор Павел Лебешев, и актеры, уже ставшие «михалковскими»:
, , ,
Николай Пастухов… Сам Михалков также снялся в своей картине, исполнив роль Трилецкого.
«Неоконченная пьеса для механического пианино» - самая зрелая, глубокая, мастерская
и психологически тонкая работа Михалкова этого периода. В основу фильма режиссер
положил незавершенную пьесу А.П. Чехова «Платонов», а также мотивы чеховских рассказов:
«Безотцовщина», «В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года», «Моя жизнь».
Вот как отзывается о картине критик Ирина Шилова:
«Не ностальгия, не умиленность движет современным режиссером, а стремление
вскрыть истоки кризисных явлений, следствия которых столь явно обнаружили 70-е.
Михалков пристален и точен в распознании болезни. Персонажам этой пьесы нужен
беспрерывный маскарад, конденсирование переживаний, экзальтация страстей, поддерживающих
в каждом из них иллюзию жизни. Без доли сентиментальности постановщик демонстрирует
их несостоятельность. Учитель Платонов с его обличениями и театральными порывами;
врач Трилецкий, ненавидящий больных и свои занятия, изменяющий своим обязанностям
ради сомнительного удовольствия быть в среде себе подобных; пасынок генеральши
и его жена, разжигающие себя сентенциями и риторическими речами о сладости простой
жизни, - все эти персонажи мнят себя героями драмы, может быть, даже трагедии,
но режиссер вслед за Чеховым (считал же драматург, что пишет комедии!) видит представленное
сквозь призму другого жанра – драма становится фарсом. Выслушивая манифесты, поток
признаний и откровений, наблюдая за бессмысленным существованием этих обитателей
дворянских гнезд, Михалков исследует «пространство безвременья» <…> Весь
комплекс выразительных средств приведен Михалковым в действие. Пластическое совершенство
внутрикадровых построений; живописность и виртуозность операторского видения;
ритмичность и согласованность темповых смен; блистательный актерский ансамбль,
в котором «сольный номер» имеет самостоятельное значение, но истолкован как часть
целого – все было строго определено авторской концепцией, которой и был подчинен
каждый элемент кинематографической речи…»
Картина завоевала множество фестивальных призов: «Большая золотая раковина»
на КФ в Сан-Себастьяне, 1977; «Золотая пластина» на МКФ в Чикаго, 1978; Гран-при
Союза художников кино и ТВ на белградском МКФ лучших фильмов мира «ФЕСТ», 1978;
Премия «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии, 1978.
«Обломов» и «Пять вечеров»
В 1978 году Никита Михалков снялся в роли нефтяника Алексея Устюжанина в картине
своего брата «Сибириада» (готовясь к этой роли, он осваивал профессию своего героя
на настоящей буровой), а в следующем году приступил к съемкам картины «Несколько
дней из жизни И.И. Обломова» по знаменитому роману Гончарова. В соавторы сценария
он вновь пригласил , выступившего в картине одновременно и в качестве художника. Главную
роль в картине сыграл , а остальные – ,
, , Николай Пастухов, …
В своем новом фильме Михалков отошел от традиционного представления о гончаровском
Обломове – патологическом бездельнике. В картине режиссер проявляет определенную
симпатию к своему герою. Не закрывая глаза на леность и бездеятельность Обломова,
он в то же время акцентирует иные, главные для него стороны этого характера: его
внутреннюю чистоту, цельность, органичное ощущение связи с родной землей. В то
же время Михалков явно противопоставляет ему прагматичного Штольца, - предтечу
современных менеджеров.
Вот как оценивает Обломова в этом фильме критик Валентин Михалкович: «Герой
фильма – не Обломов в расхожем представлении, не добролюбовский «лишний человек»;
на него будто наслоились явления культуры – и отечественной, и европейской, возникшие
после публикации романа, порой – вообще злободневные. Михалков открещивался в
печатных выступлениях от добролюбовской традиции, «переводя стрелку» на иной курс:
«нам хотелось.. повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности..
штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность».
Фильм высоко оценили, прежде всего, за рубежом: Премия «Золотой щит Оксфорда»
за лучшую режиссуру на МКФ в Оксфорде-80; Первый приз фильму Международная неделя
авторских фильмов в Малаге-82 (Испания). Кроме того, Национальным советом кинокритиков
США драма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» была признана лучшим иностранным
фильмом 1981 года.
В том же 1979 году, в двухмесячном перерыве между летними и зимними съемками
«Обломова» Никита Михалков, чтобы не распускать группу, снял лирическую драму
«Пять вечеров» (по мотивам одноименной пьесы Александра Володина). Стоит отдать
должное режиссеру, картина от столь коротких сроков ничуть не пострадала, получившись
по-володински тонкой, доброй и полной любви к своим героям, роли которых исполнили
Станислав Любшин и .
Картина была отмечена многими международными призами, а Станислав Любшин, благодаря
своей роли, был назван лучшим актером 1979 года по опросу журнала «Советский экран».
Работы первой половины 80-х
В 80-е годы Никита Михалков вступил в ранге опытного режиссера и актера, получившего
всесоюзное и международное признание. В 1981 году он поставил семейную драму «Родня»
(в которой сам сыграл небольшую роль официанта). Картина, в основе которой лежала
простая житейская история, драматически отразила реалии брежневской эпохи застоя,
критически показала растущую бездуховность советского общества и, в какой то мере,
стала предвестником будущей перестройки.
Эта надежда на перемены, пропитывающая сюжет фильма, пришлась не по душе высокому
начальству. Михалкову навязали многочисленные поправки, которые, тем не менее,
не изменили сути картины.
Не менее ярко в первой половине 80-х Никита
Михалков проявил себя и в качестве киноактера, создав одни из лучших своих образов:
типичный американец сэр Генри Баскервиль из очередной серии «Приключений Шерлока
Холмса и доктора Ватсона» - «Собака Баскервилей»; самоуверенный, нагловатый проводник
Андрей в мелодраме Эльдара Рязанова «Вокзал на двоих»; шикарный, обаятельный и
коварный Сергей Сергеич Паратов в «Жестоком романсе»; уверенный в своей безнаказанности
начальник станции ТО в фильме «Инспектор ГАИ».
За выдающиеся заслуги в кинематографе в 1984-м Никите Михалкову было присвоено
звание народного артиста РСФСР.
Принципиальность и его плоды
В 1986 году состоялся печально известный V съезд кинематографистов, на котором
резкой критике был подвергнут выдающийся советский кинорежиссер . Что ж, в это смутное время было модно поливать грязью вчерашних
кумиров. Одним из немногих, выступивших в защиту Бондарчука, оказался Никита Михалков.
Многих это тогда удивило, - «не на того поставил». Вот только Никита Сергеевич
ни на кого никогда не «ставил», в любой жизненной ситуации он старался оставаться
принципиальным. То свое гневное выступление он объясняет так: «Я хочу быть правильно
понятым: Бондарчук мне не родственник, нас связывают только профессиональные отношения.
Но он снял «Войну и мир», «Судьбу человека», «Они сражались за Родину». Свой вклад
в советский кинематограф этот режиссер внес, и это объективно. И мне претит, когда
люди, вчера еще раболепно молчавшие, сегодня (только потому, что сказали – «можно»)
вычеркивают Бондарчука из списка делегатов съезда союза кинематографистов».
За принципиальность полагается расплачиваться… В своей новой работе - драме
«Очи черные» - Никита Михалков вновь обратился к творчеству А.П. Чехова. На главную
роль итальянца Романа, приехавшего в Россию в надежде разыскать любимую женщину,
он пригласил выдающегося итальянского актера Марчелло Мастрояни. Именно под него
Михалковым в соавторстве с Адабашьяном и был написан сценарий. В других ролях
в картине снялись звезды советского кинематографа: , ,
, , Елена Сафонова…
Яркая, костюмная картина понравилась зарубежному зрителю. На различных международных
кинофестивалях она собрала целый букет призов и премий, а вот в Советском Союзе
новое творение Михалкова критики приняли в штыки. Так ему аукнулось его выступление
на съезде.
Такая судьба будет ожидать и последующие картины Никиты Сергеевича –международный
успех и разгромные статьи российских критиков…
«Урга. Территория любви»
Еще в конце 80-х Никитой Михалковым было создано продюсерское объединение «Три
Тэ», которое расшифровывается, как «Творчество, Товарищество, Труд». Первым фильмом,
снятым при участии этого объединения стала притча «Урга. Территория любви», повествующая
о жизни монгольской семьи, живущей в степи.
Если в предыдущем своем фильме «Очи черные» Никита Михалков как бы посмотрел
на Россию глазами иностранца, то здесь, наоборот, он представил нам взгляд обычного
россиянина, шофера Сергея (его роль исполнил ) на чужую жизнь - в данном случае кочевника-скотовода монгола Гомбо.
В картине естественные ценности жизни табунщика противопоставлялись сомнительным
ценностям наступающей и всеразрушающей цивилизации.
Как и все предыдущие работы, новая картина Михалкова вновь имела шумный успех
на международных кинофестивалях, собрала богатый урожай призов и даже была номинирована
на «Оскар».
Стоит отметить, что сценарий фильма был написан Никитой Михалковым в соавторстве
с Рустамом Ибрагимбековым, тем самым, с которым он вместе работал над одним из
первых своих фильмов «Спокойный день в конце войны». Вместе с ним Михалков поставил
и следующие свои картины: «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник».
«Утомленные солнцем»
В картине «Утомленные солнцем» Никита Михалков
воссоздал страшную эпоху 30-х – пик сталинских репрессий. Главную роль – комдива
Котова – Михалков сыграл сам, дочь комдива сыграла юная Надя Михалкова, а остальные
роли режиссер доверил замечательным актерам: , ,
, и .
Вот одна из рецензий на фильм: «Мир, который создали авторы фильма, предельно
прост. Легкая улыбка, а порой и смех, который так естественен в большом семейном
кругу на даче, неподражаемый нежно-чувственный скромный русский пейзаж (оператор
В. Калюта), не покидающая зрителя тревога от надвигающейся катастрофы, щемящая
жалость к девочке Наде. Актерские работы от запредельно естественной шестилетней
Нади Михалковой до исполнителей эпизодических ролей прекрасны. Все это выстроено
зрелой рукой Михалкова и называется им сухо «атмосферой долгого счастливого дня
девочки, в конце которого уводят отца».
Эпизод с висящим между Солнцем и Землей портретом Сталина, прицепленного к
воздушному шару, бескрайнее поле в желтой пшенице, бегущая светлая девочка и черная
машина со шлейфом пыли за собой — почти полифонический образ мира с его радостями
и его страданиями. Без нажима, без киномонтажной скороговорки, на бесконечном
общем плане Михалков предлагает зрителю добровольный выбор его душе. И разве не
в такие мгновения разрывается человеческое сердце!» (Энциклопедия кино Кирилла
и Мефодия).
Столь замечательная работа не могла остаться незамеченной. Фильм получил множество
международных наград, среди которых «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
А вот на 47-м Каннском фестивале Никите Михалкову не повезло. Драма «Утомленные
солнцем» считалась одним из фаворитов на главный приз фестиваля - «Золотую пальмовую
ветвь». Но жюри решило по-своему, отдав предпочтение фильму Квентина Тарантино
«Криминальное чтиво» (Михалкову же осталось довольствоваться премией Экуменического
жюри кинофестиваля). Этот факт Михалков назвал «поражением российского кинематографа».
Общественно-политическая деятельность
Человек с активной жизненной позицией, как правило, не довольствуется рамками
одной профессии. Так произошло и с Никитой Сергеевичем. В 1992 году Михалков стал
членом Президиума Российского международного фонда культуры, а спустя год возглавил
правление Российского фонда культуры, сменив на этом посту академика Дмитрия Лихачева.
С 1995 года Михалков активно включается в политическую жизнь страны, войдя
в блок «Наш дом – Россия».
Кроме того, Никита Сергеевич - Член президиума Всемирного русского собора (1995
год), член комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, сопредседатель Совета Российского Земского
Движения.
В 1998 году Никита Сергеевич был избран председателем правления Союза кинематографистов
РФ. Эту должность он занимает и по сей день
«Сибирский цирюльник»
Очередная работа Никиты Михалкова историческая мелодрама «Сибирский цирюльник»
увидела свет в 1998 году (в перерыве между «Утомленными Солнцем» и «Сибирским
цирюльником Михалков снялся в фильме Сергея Газарова «Ревизор», блистательно создав
образ городничего).
В создание «Сибирского цирюльника» были вложены огромные по тем временам деньги
– 45 миллионов долларов – и это в период полного развала отечественного кинематографа!
Главную роль – молодого юнкера, влюбившегося в американскую проститутку (ее сыграла
американская актриса Джулия Ормонд), исполнил, уже ставший к тому времени звездой
отечественного кино, .
Себе же Михалков оставил хотя и не главную, но очень значительную роль императора
Александра III.
В своей новой картине Никита Михалков в очередной раз продемонстрировал высокий
профессиональный уровень. В мае 1999 года картина открывала показ фильмов на Каннском
кинофестивале, а в Париже впервые за всю историю русского кино ее демонстрировали
сразу два десятка крупнейших кинотеатров.
Тем не менее, европейский прокат «Сибирского цирюльника» прошел очень скромно,
даже не окупив огромных затрат. В чем же дело? Просто Никита Михалков остался
верен себе, и в его картине вновь обезличивающая цивилизация Запада противопоставлялась
высокой русской духовности. Нежелание пойти на политкорректность привело к тому,
что на заокеанский рынок путь фильму был попросту перекрыт.
А вот в России «Сибирского цирюльника» встретили достаточно тепло. В 1999 году
Никита Михалков был удостоен за его создание Государственной премии.
В новом веке
В 2005 году на экраны страны вышел широко разрекламированный фильм «Статский
советник», в котором Никита Михалков исполнил роль князя Пожарского. Исполнил
со свойственным ему шармом и обаянием. Однако со стороны критиков в его адрес
в очередной раз посыпались ядовитые стрелы. Михалкова обвиняли в самолюбовании
и в том, что своим напором он затмил главного героя картины – Эраста Фандорина
(в исполнении ).
Что ж, Никите Сергеевичу не привыкать к шпилькам в свой адрес. Тем более что
в том же году он снялся еще в одной картине – криминальной комедии «Жмурки», где
продемонстрировал тонкое чувство юмора и самоиронию. Какое уж тут самолюбование?!
В
2007 году Никита Михалков закончил съемки фильма «12» - ремейк картины Сидни Люмета
«Двенадцать разгневанных мужчин». В сентябре того же года она была представлена
на Венецианском кинофестивале, где произвела настоящий фурор. Никита Михалков
второй раз был удостоен специального приза фестиваля «Золотого льва».
Кроме того, Никита Сергеевич приступил к съемкам масштабного фильма о Великой
Отечественной войне «Утомленные солнцем-2» (продолжения своей «оскароносной» картины).
«У меня не было задачи делать продолжение истории, - говорит Никита Сергеевич.
- Я снимаю самостоятельную картину, которую будут смотреть и те, кто не видел
предыдущей». Выход фильма планируется на конец 2009 года. Как объясняет Михалков:
«Так долго потому, что я хочу подождать, пока откроется как можно больше кинотеатров
в России. А потом - это же не просто фильм, а сага, из нескольких серий, и надо
все тщательно подготовить».
Дети
У Никиты Сергеевича четверо детей.
Старший сын Степан женат, имеет троих детей. Он избрал карьеру режиссера.
закончила ВГИК, стала
актрисой. На ее счету роль Дуняши в картине Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»,
а также роли в фильмах «Ревизор» Сергея Газарова и «Небо в алмазах» Василия Пичула.
закончил режиссерский факультет
ВГИК, снялся в нескольких фильмах, в том числе в роли Стаса в картине «9 рота».
Младшая дочь - - сыграла одну
из главных ролей в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Уже повзрослевшая
она снимается и в продолжении фильма.
Игорь BIN
НАЧАЛО НА ПРЕДЫДУЩЕЙ СТРАНИЦЕ
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия 2000 www.km.ru;
Михалков Никита Сергеевич. Биография http://www.biograph.ru;
Михалков Никита Сергеевич. Биография http://mikhalkovinfo.narod.ru;
Михалков Никита Сергеевич. Биография http://kino.ukr.net;
Виталий Григорьев, «Никита Михалков. Белый орел на красном поле» http://www.whoiswho.ru;
Федор Раззаков, «Наше любимое кино о войне» (М. «Эксмо». 2005);
Федор Раззаков, «Наше любимое кино о любви» (М. «Эксмо». 2005);
Татьяна Богданова, Игорь Изгаршев, «Никита Михалков. Мне приятнее снимать кино»
(«Аргументы и Факты» www.aif.ru);
Ярослав Седов, «Быть свадебным генералом мне неинтересно» (сайт: Газета, www.gzt.ru);
Елена Лаптева, «В своих фильмах я пока обхожусь без рекламы» («Комсомольская правда»);
«Никите Михалкову срочно требуется» кровь http://www.dni.ru
|