.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Драма "Восток-Запад"
Режиссер - Режис
Варнье. В ролях - Олег Меньшиков, Сандрин
Боннэр. Франция-Россия-Украина-Болгария-Испания. 1999.
Первое, что приходит в голову после
просмотра данного фильма - это термин "правильное кино".
Причем правильное со всех сторон. И со стороны дружбы с
братством между великими народами: русским, французским,
украинским, испанским и болгарским, и со стороны прекрасных
актеров, приглашенных сниматься в этом фильме, и со стороны
целого кагала сценаристов - Рустам Ибрагимбеков, Сергей
Бодров, Режис Варнье, Луи Гардель, и со стороны продуманности
всего проекта, которая привела к безусловному коммерческому
успеху. Есть такая дурацкая фраза - "фильм, обреченный на
успех". Так вот, "Восток-Запад" был просто обречен на успех,
каковой он и получил: номинация на Оскар, призы крупнейших
кинофестивалей, восторженная пресса и так далее.
Но в России, как ни странно, этот фильм,
насколько я мог судить, особого восторга не вызвал. Нет,
разумеется, никто не сказал, что фильм плохой. Но когда
спрашиваешь мнение людей, его посмотревших, все отвечают
примерно следующее: "Фильм, конечно, хороший, но..." Но вот
чего "но" и почему "конечно" - объяснить не могут. А я могу.
Да потому что здесь тот самый случай, когда:
1) Алгеброй поверена гармония.
То есть все составляющие фильма
настолько четко выверены - вот здесь дадим жуткие зверства
энкаведешников, вот здесь пустим любовь героини к молодому
парню, вот тут окажется, что главный герой не такой уж и
негодяй, вот там закрутим такую сцену побега, что у зрителей
сердце из грудей выпрыгнет и так далее, что это, если честно,
становится очень предсказуемым и скучноватым.
2) Фильм очень четко ориентирован на
западного зрителя.
Именно на западного. Потому что нашим все
эти гепеушники, энкаведешники и прочая нечисть уже осточертела
- дальше некуда. Разумеется, я отучаюсь говорить сразу за всех
"наших", но большинство тех, кто смотрел этот фильм, говорили
именно эти слова. А вот западники с удовольствием смотрят на
кошмары сталинского беспредела, вздрагивают и лишний раз
радуются тому, что они все-таки живут в демократическом
государстве. И в угоду именно западному зрителю сценаристы с
энкаведешниками все-таки переборщили. Конечно, я не склонен
обелять или романтизировать этих уродов, но в фильме есть
вещи, которые просто противоречат элементарной логике.
Особенно когда французы приезжают в Россию, где их выстраивают
в две колонны, а один молодой человек пытается перейти в
другую колонну к своему отцу. И его пристреливают на месте,
чтобы, так сказать, не рыпался. Ну не бред? Конечно, бред.
Актерский состав - великолепный.
Меньшиков всегда хорош. В любой роли. Но тут сама роль...
Нельзя сказать, что подражательная, хотя время от времени
напрашиваются яркие аналогии с его героем в "Утомленные
солнцем", но я все время чувствовал какой-то элемент "дежавю".
Поэтому он мне показался несколько скучноватым. В отличие от
Сандрин Боннэр, которая играет в фильме очень ярко. Очень
порадовало появление в фильме Богдана Ступки - прекрасного
украинского актера, которого мы уже давно не видим в
российских фильмах. Ну, увидели хотя бы во французском. Что
еще из ярких ролей? Катрин Денев играет роль эпизодическую, а
в картине явно участвует как "специально приглашенная звезда",
а кроме того, чтобы как бы "уравновесить" распределение ролей
между российскими и французскими актерами. Я же говорю, что
все в фильме выверено до мелочей.
Да, чуть не забыл сказать пару слов о
сюжете. Сюжет таков... После окончания второй мировой войны
Сталин пригласил потомков русских эмигрантов возвратиться из
Франции в Россию. Некоторые русские купились на это
приглашение и вернулись на родину. При этом, разумеется,
получили все "прелести" социализма с кровавой сталинской харей
- ссылки, лагеря, непрерывную слежку, коммуналки и тому
подобное. В центре сюжета - судьба молодой семьи, где муж -
русский, а жена - француженка. Они очень быстро ощутили все
"радости" проживания в СССР, но уехать обратно, разумеется, не
могут. Муж чувствует себя виноватым в том, что уговорил жену
приехать в этот ад, поэтому делает все возможное, чтобы она с
ребенком могла вернуться во Францию.
Еще раз повторяю - это хороший фильм.
Правильный. И этим немного скучноват. Пожалел ли я о том, что
его посмотрел? Нет. Потерял бы я что-нибудь, если его не
посмотрел? Да, потерял. Потому что я смотрю кучу всякой
ерунды, а этот фильм безусловно заслуживает внимания. Буду ли
я его пересматривать? Нет. Вспоминаю ли я какие-то сцены из
этого фильма? Почти нет. За исключением некоторых сцен, где
блестяще играет Сандрин Бонэр, а также сцен с Богданом
Ступкой. Так что выводы делайте сами. Но посмотреть его, как я
считаю, нужно.
Напоследок, поскольку я не очень уверен, что
правильно оценил отношение к этому фильму в России, мне бы
очень хотелось, чтобы те читатели, которые посмотрели этот
фильм, выбрали свой вариант ответа в голосовании. Таким
образом мы и посмотрим - прав я или нет.
Автор – Алекс Экслер