.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Режиссер: Даниил Храбровицкий.
Сценарист: Даниил Храбровицкий. Оператор: Юрий Сокол.
Композитор: Моисей (Мечислав) Вайнберг.
СССР. Производство: Таджикфильм. 1965.
Эпизоды: Михаил Мансуров, Леонид Оболенский, Геннадий Балаев, Виктор Чекмарёв,
Евгений Крючков, Александр Афанасьев, Игорь Боголюбов, Николай Кузьмин, Борис
Аракелов.
Перекличка между эпохами
Фильм «Перекличка»,
вышедший в 1965 году, стал режиссёрским дебютом Даниила Храбровицкого. Название
картины не случайно. Сюжет представляет собой несколько историй, развивающихся
параллельно в разные годы, между которыми происходит своеобразная перекличка.
60-е: полёт человека в космос. Им становится космонавт Бородин. 1942-й: госпиталь
в Средней Азии, где проходит лечение раненый солдат Бородин. 1944-й – экипажу
танка, возглавляемого Бородиным, дана задача захватить мост. Камера бросает зрителя
то в одно время, то в другое. В первый момент кажется, что мы видим историю одного
и того же героя – Бородина. Но очень скоро выясняется, что космонавт из 60-х и
танкист из 40-х – однофамильцы. У них разные имена, да и к тому же тот Бородин
погибает где-то под Минском. Есть сомнения и в идентичности Бородина 1942 года
и 1944 года, несмотря на то, что обоих играет Никита Михалков, особенно, когда
в финале мы видим ещё одного Бородина – обыкновенного рядового пехотинца. А в
начале фильма вспоминают Бородиных ботаника, железнодорожника, композитора… Да
мало ли их в России Бородиных. Они все разные, но вместе они создают единый образ
русского человека. Бородины пехотинцы и танкисты, рядовые и сержанты, отдали свои
жизни, защищая Родину, чтобы мирно трудились Бородины-железнодорожники, чтобы
Бородины-композиторы радовали людей своим творчеством, и чтобы Бородины-космонавты
покоряли космос. Фильм демонстрирует духовное родство и единение разных поколений
советских людей.
Особенно сильными
в фильме получились истории времён Великой Отечественной. Храбровицкий, будучи
сам участником войны, без особого пафоса, без громких речей, сумел передать настрой
простых советских солдат, поднявшихся на защиту своей страны и ставших настоящими
героями. Вот эпизод, где танкисты изучают поставленную задачу. Они понимают, что
с большой вероятностью никто из них не вернётся живым. «Сложновато», только и
замечает Ружин. Но - «Надо, ребята, надо»… А вот пронзительная история раненого
Бородина, проходящего лечение в госпитале. Здесь он находит свою любовь. Короткое
время дано молодожёнам, чтобы насладиться счастьем семейной жизни. И вот уже повестка
на фронт…
Роль Бородина в годы Великой Отечественной исполнил молодой . Он чрезвычайно обаятелен и притягателен в этом образе. Его герой
непосредственен, искренен и прост. Единственным минусом видится решение режиссёра
придать его герою малограмотность. У молодого Михалкова на лице написано высшее
образование, и когда его Бородин проявляет незнание истории, путая монгольского
завоевателя с героем книги Гайдара, то выглядит это несколько неестественно.
В других ролях задействовано немало знаменитых отечественных актёров, это и
,
сыгравший Бородина-космонавта, и в роли Кати, и в роли Ники, и в роли генерала Журавлёва, и в роли Варенцова, и в роли танкиста Саши Амельченко. Хороший, интересный, хотя местами
и неровный фильм, демонстрирующий, что качественное кино в годы Советской власти
снималось не только на центральных киностудиях, но и в союзных республиках. Тем
обиднее, что он оказался незаслуженно забыт…
P.S.
Спустя семь лет режиссёр Даниил Храбровицкий поставил фильм, полностью посвящённый
теме космоса, - драму "".
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое
вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.