Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Драма "Олигарх" Режиссер - Павел Лунгин. В ролях - Владимир Машков, Мария Миронова, Левани Учанеишвили, Александр Балуев, Андрей Краско, Марат Башаров, Наталья Коляканова. Россия-Франция-Германия. 2002. 128 мин. Ты представляешь, все крупные состояния
нажиты нечестным путем!
Разумеется, такое яростное открещивание от светлой личности БАБа делалось исключительно для того, чтобы не осталось ни одного человека, который бы не считал, что фильм делался именно о Борисе Абрамовиче Березовском, что бы там ни говорили причастные к созданию картины. Разумеется, сам Борис Абрамович дал десятки интервью различным российским и зарубежным изданиям, в которых много раз подчеркивал, что этот фильм вовсе не о нем, и что Борис Абрамович в роли Бориса Абрамовича - намного белее и пушистее, чем удалой молодец Владимир Машков в роли все того же Бориса Абрамовича, хотя, как вы понимаете, этот фильм вовсе не о Борисе Абрамовиче.
Павел Лунгин прекрасно знает, как нужно продавать картины на Запад. Поэтому и он принял весьма деятельное участие во всяких дополнительных промо-акциях этого фильма, во время которых Западу отчетливо намекалось, что мы, ребята, сделали самый обычный "Однажды в России". Ну да, ну да, история любви, дружбы и предательства, снабженная самыми что ни на есть точными и достоверными признаками суровых российских реалий. Посмотрев этот фильм, ребята, вы никогда не сможете жить так, как раньше. Вы станете четко понимать, как делался и делается бизнес в России, как тяжко приходится простым гениальным бизнесменам, которых душит за интимные места подлое руководство. Ну да, я говорю о Березовском. Что? Нет, фильм не о нем. Фильм об олигархе. Его так и зовут - олигарх. Да, власти в курсе, что этот фильм снят. Да, они были категорически против и даже, говорят, пытались помешать. Они боятся, что мы покажем их подлую физиономию. Конечно, фильм вызовет очень широкий резонанс, очень. Я даже не уверен, что смогу его показать в России, не уверен. Возможны любые проблемы.
По всему этому шуму, поднятому задолго до выхода картины, можно было предположить, что фильм будет совсем не фонтан. Было ясно, что снимается он прежде всего для Запада - эдакая загадочная русская олигархическая душа, томимая страстями и властями, которая "Однажды в России", "Гражданин Маковский" и крестный папа российской козьей морды... пардон, ностры. А раз для Запада, то у нас может и не пойти. Ведь мы-то знаем, кто такой Борис Абрамович. У нас за него, страдальца, душа не болит. Тем более, что он не очень-то там бедствует в лондонах и в замке Шато де ла Гаруп.
Итак, фильм "Олигарх". Снят он по роману Юлия Дубова "Большая пайка". Сценарий к фильму писали Лунгин с Бородянским по мотивам романа. Сам Дубов в работе над фильмом участия практически не принимал. Кстати, для тех, кто не в курсе, поясняю: Юлий Дубов - вовсе не какой-то там писатель-детективщик, которому БАБ подкинул немного бабла (подобные термины я употребляю для воссоздания необходимого социального колорита), чтобы тот изобразил Березовского белым, пушистым и бесконечно страдающим за родную "Расею-матушку". Юлий Дубов - заместитель генерального директора "ЛогоВАЗа". А самим генеральным директором, как вы понимаете, является Березовский.
Книга мне очень понравилась. Она честная настолько, насколько может быть честной книга о "ЛогоВАЗе", написанная заместителем генерального директора "ЛогоВАЗа". Дубов достаточно правдиво описывает многие вещи, связанные с перестроечной и послеперестроечной эпохой: дикие кооператорские времена, аферы с компьютерами, постепенный захват крупной государственной собственности, мощнейшие финансовые махинации, "кидание" миллионов частных вкладчиков, период таможенных льгот для всяких общественных организаций, наезды олигархов друг на друга, наезды бандитов на олигархов, давление государства на олигархов и наезды олигархов на государство.
Однако меня на самом деле мало волновало, будет ли там достоверной фигура Березовского или нет. Я знаю, что собой в действительности представляет Березовский (это тема отдельного обсуждения, и здесь ее мы рассматривать не будем), поэтому книга Дубова интересовала именно с точки зрения правдивости отображения бизнеса тех времен. А она, повторяю, правдива настолько, насколько возможно для данного случая. Люди, хорошо знающие ту эпоху, от чтения книжки получают истинное наслаждение. Потому что все именно так и было, и перед глазами сразу встают сладкие и горькие воспоминания: партии компьютеров, на каждой из которых висит гроздь посредников, скотский "павловский" обмен денег, ГКЧП и защита Белого дома, жулики-иностранцы всех мастей, которые в начале девяностых просто заполонили Россию, первые пирамиды и толпы людей, спешащих отдать свои кровные жулью в роскошных костюмах, общества слепых, афганцев и Федерация хоккея России - "льготный период", вызвавший затем кучу убийств, о которых трубили в СМИ, - и так далее и тому подобное.
В книге Дубов пытается показать так называемое человеческое лицо этих монстров. Увы, у них нет человеческого лица. Они живут в совершенно другом измерении. Но проследить за их путем, понять, на чем и как тогда и сейчас делались и делаются деньги - довольно интересно. А этой задаче книга Дубова вполне отвечает...
Поэтому Лунгин с Бородянским и попытались примерно двадцать пять частей сериала уложить в один фильм. С одной стороны, получилось не очень удачно. Потому что они пытались запихать в картину как можно больше информации, в результате чего многие вещи даны как бы полунамеками, остающимися для зрителей совершенно непонятными. Если перед этим прочитать книгу, то фильм смотришь совершенно по-другому. Тогда "Олигарх" становится как бы художественной иллюстрацией к "Большой пайке". Если "Пайку" перед этим не прочитать, то фильм заметно теряет в цельности и видна определенная сумбурность: попытка уложить двадцать пять серий в два часа даром не проходит.
Платон в исполнении Владимира Машкова получился, как и ожидалось, милым, обаятельным, раззудись-плечовым, олигархически-бесшабашным, скорбящим, дружащим, любящим и гениально-финансовым. То есть образ сложился достаточно симпатичный и, безусловно, не имеющий ни малейшего отношения ни к образу самого Бориса Абрамовича, ни к образу любого другого олигарха того же уровня и калибра. Но, в общем, это и не удивительно, потому что кино снималось с вполне конкретными коммерческими целями и задачами, которые были выполнены.
У Машкова (точнее, у Лунгина) Платон получился вполне даже правильный и симпатичный: милый и талантливый руководитель, генератор идей, финансовый гений, блюдун честной мужской дружбы, любитель любимой женщины, ради которой он достаточно неудачно сыграл в Паратова (Маковский на своей "Ласточке" попытался обогнать "Ослябю", но Паратов более трепетно относился к своей собственности, поэтому он и обогнал, и впечатление произвел, а Платоша посадил пароходик на мель), неистовый покупщик средств массовой информации и вкрадчивый проводник толстощекого придурка-губернатора в президенты. И везде Платон - как на лубке: грустит, смеется, катается на слоне, трахается с Марией (Мироновой), в небритом виде эффектно квасит водку во французском замке, скандалит с проституткой (достаточно убогая, на мой взгляд, сцена), гордо отвечает "нет" бандитам, подвергается немыслимым гонениям со стороны до предела обнаглевшего государства и все такое. Ну и, опять же, подлый мент его избил, но Платон все равно скомандовал: "Вперед, на Москву", и поехал вперед, на Москву. Подчеркиваю, что все претензии к лубочному образу Платоши - не к Машкову, а к Лунгину и Дубову. Платоша у них не получился. Поэтому Березовский правильно кокетничает, что этот образ не имеет к нему ни малейшего отношения. Точно! Не имеет!
Научные сотоварищи Платона, с которыми он начинал делать бизнес, и которые так или иначе достаточно неприятным образом закончили свой жизненный путь - мне понравились. Муса (Самойленко), Марк (Вассербаум) и Виктор (Юшкевич) - как раз наиболее реалистичные и жизненные из всех персонажей.
Ладно, пора уже резюмировать. Несмотря на все вышеизложенные недостатки, фильм вполне можно посмотреть. Причем посмотреть, не ожидая от него честности и достоверности, а главное - не ожидая от него четкого изложения пути Березовского. Это очередной russian lubok, сделанный для Запада, однако сделанный весьма неплохо и хорошим режиссером. Это не "Крестный отец", не "Однажды в Америке" и не "Гражданин Кейн". Однако это намного лучше, чем "Давай сделаем это по-быстрому" - за что уже большое человеческое спасибо.
Фильм же намного более плоский, если знать материал-основу. Глянцевый "Однажды в России". Но забавный. Особенно для людей, которые хорошо знают, как оно было на самом деле... P.S. Обратите особое внимание на то, что именно поет Ларри, когда они везут в Москву первую партию "Жигулей" для "ЛогоВАЗа", пардон, "Инфокара". На первый взгляд, он запевает какую-то грузинскую мелодию, которая затем плавно перерастает в традиционную "Хава-нагила". Однако Ларри поет вовсе не "хава-нагила". Он поет "АВВА-нагила". "АВВА" - так назывался тот самый проект "народный автомобиль" Березовского, когда он аккуратненько ограбил три миллиона россиян. P.P.S. А книгу прочитайте. Книга на удивление хорошо написана.
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|