.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Военная драма "Живые и мёртвые"
Режиссёр: Александр Столпер.
Сценарист: Александр Столпер. Оператор: Николай Олоновский. Художник: Стален Волков.
СССР. Производство: Мосфильм. 1963.
2-серийный фильм, экранизация одноимённого романа Константина Симонова. Один из первых фильмов с максимальной правдой изобразивший события начала Великой Отечественной войны. Неразбериха и растерянность с одной стороны и готовность сложить голову с другой. Подлость приспособленцев-негодяев и мужество, героизм настоящих защитников Родины. Всё это нашло отражение в замечательной картине Александра Столпера.
Премьера: 24 февраля 1964.
Награды:
Главная премия на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1964)
Премия на Международном кинофестивале в Акапулько (1964)
Главная премия и приз за актёрскую работу (Анатолий Папанов) на первом ВКФ в Ленинграде (1964)
Лидер кинопроката 1964 года - 41,5 млн. зрителей.
Главные герои:
Иван Петрович Синцов, старший политрук ()
Федор Федорович Серпилин, генерал ()
Алексей Денисович Малинин, старший политрук ()
полковник Иванов ()
Сергей Николаевич Шмаков, батальонный комиссар (Лев Любецкий)
Другие персонажи:
майор Данилов (Владлен Паулус)
Татьяна Николаевна Овсянникова, военврач ()
Маша Синцова (Людмила Любимова)
Николай Петрович Зайчиков, комбриг (Василий Макаров)
младший политрук Люсин ()
Миша, военкор ()
Хорышев, командир роты, лейтенант (Игорь Пушкарёв)
Гаврила Романович Бирюков ()
Шестаков, командир орудия, старшина ()
командир батальона ()
особист, старший лейтенант ()
Комаров, солдат (Лев Круглый)
летчик, майор (Владимир Горелов)
Рябченко, комбат (Владимир Кулик)
полковник Баранов, замначальника оперативного отдела штаба армии ()
Сергей Филиппович, командующий армией, член Военного совета ()
милиционер ()
Зосима Иванович, сосед Синцова (Николай Сергеев)
Пётр Ильич Золотарев, водитель ()
батальонный комиссар (Владимир Муравьёв)
Баранова ()
Серпилина (Софья Павлова)
генерал-лейтенант Козырев (Владимир Маренков) |
Леонидов (Владимир Шибанков)
тётя Паша Куликова ()
старшина Ковальчук ()
генерал Орлов ()
Ефремов (Михаил Воробьёв)
Ленка ()
полковник (Борис Битюков)
Ёлкин, секретарь райкома (Борис Ардов)
старший политрук (Иван Савкин)
капитан (Лев Фричинский)
вестовой от лейтенанта (Александр Петров)
весёлый солдат ()
танкист (Владимир Ферапонтов)
доктор ()
подруга Маши ()
водитель застрявшей машины (Владимир Пицек)
Трофимов, боец коммунистического батальона (Александр Титов)
боец коммунистического батальона (Владимир Липпарт)
боец коммунистического батальона (Константин Северный)
боец коммунистического батальона (Николай Сибейкин)
начальник штаба (Борис Чукаев)
полковник Аветисян (Олег Хабалов)
офицер () |
«Живые и мёртвые» - правда о первых месяцах Великой Отечественной войны
К творчеству известного отечественного писателя Константина Симонова режиссёр Александр Столпер обращался ещё в годы войны, поставив по его произведениям фильмы «Жди меня» (1943) и «Дни и ночи» (1944). В 1959 году Симонов написал первую часть трилогии «Живые и мёртвые», посвящённую событиям начала Великой Отечественной войны. Она и легла в основу нового фильма Столпера.
Действие фильма разворачивается с первых дней Великой Отечественной войны до середины зимы 1941-1942 годов. Это период вторжения фашистской армии на территорию Советского Союза, отступление наших войск и первое контрнаступление под Москвой. Главный герой корреспондент армейской военной газеты Иван Синцов встречает войну, направляясь из отпуска в свою часть. Но доехать ему не удаётся, и он попадает на сборный пункт в городе Борисов. Дальше его ждут бомбёжки, окружение и, наконец, встреча с комбригом Серпилиным – человеком мужественным, несгибаемым, не собирающимся отступать перед врагом. Утративший документы, Синцов идёт в бой рядовым…
В отборе актёров на главные роли принимал непосредственное участие сам Константин Симонов. Так роль Синцова досталась , на тот момент уже сыгравшему немало ролей в кино, а также являвшемуся ведущим актёром Ленинградского Большого драматического театра.
О своём герое в фильме «Живые и мёртвые» Кирилл Лавров впоследствии отзывался так: «Синцов меня подкупает своим гражданским мужеством и кристальной честностью. — Он не делает вид, что верит, не делает вид, что любит, не делает вид, что предан. Он действительно верит, любит, предан. Другого человека, менее цельного, трудности, выпавшие на долю Синцова, могли бы в конце концов разуверить, озлобить. Но Синцов остался верным своей идее, своей партии, преданным им душою, сердцем, корнями своими! Он остался честным перед самим собой. Эти человеческие качества очень важны в людях, в какое бы время они ни жили».
Прообразом генерала Фёдора Фёдоровича Серпилина послужил реальный человек, полковник Кутепов, с которым Константин Симонов был лично знаком. Эту роль было решено доверить , которого Симонов увидел в спектакле Дамоклов меч». Такой выбор мог показаться странным. Актёр до этого был известен, прежде всего, комическими и характерными ролями на экране и сцене Театра Сатиры. И вдруг – такая серьёзная роль, просто глыба! Но чутьё не подвело Константина Симонова.
Сам Папанов признавался, что он многие годы мечтал сыграть именно такого героя: «Кого только я до этого не играл! И добрые, отзывчивые люди, и комические, и отрицательные персонажи, бюрократы, проходимцы были в моем репертуаре. Но героические роли, тем более военные… И вот наконец эта роль - блестящий командир, умный, добрый, хорошо знающий цену жизни человек, перенесший на себе тягости культа личности, но сумевший сохранить тепло и любовь к людям. Да еще фильм по книге Константина Михайловича Симонова, чьи стихи я читал при поступлении в институт!..»
Анатолию Папанову удалось с одной стороны полностью воплотить на экране то, что закладывал в образе Серпилина Константин Симонов, а с другой – привнести в роль что-то своё, личное. Эффект получился потрясающим. Образ получился настолько живым, правдивым, что когда Константин Симонов писал третью часть трилогии (а она вышла уже после фильма – в 1971 году), то, по его собственному признанию, видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов.
Среди других ярких работ в фильме стоит отметить капитана Иванова, блестяще сыгранного . Это его герой говорит: «На моей фамилии вся Россия держится». Роль старшего политрука Малинина исполнил , представив своего персонажа человеком опытным, невозмутимым, скупым на слова с умными, внимательными глазами и низким голосом.
В своём фильме Александр Столпер постарался с максимальной точностью и правдивостью воссоздать картину начала войны (что до этого было совершенно не характерно для советского кино). Здесь помимо героизма, стойкости, решимости отдать свою жизнь за Родину, нашлось место и отражению неразберихи, творившейся в первые месяцы, растерянности и отчаянию отдельных людей. Были показаны карьеристы и приспособленцы, которые бывают во все времена. Среди таких персонажей – старший лейтенант, особист Крутиков в исполнении , который готов видеть шпиона в каждом человеке, при этом даже не пытаясь разобраться.
Для усиления правдивости, придания фильму некоторой документальности и хроникальности изображения фильм был, во-первых, снят в чёрно-белом цвете, а, во-вторых, совершенно без музыкального сопровождения. Музыку заменили настоящие звуки войны: стрельба, взрывы, гул самолётов и т.д.
Правдивая и откровенная картина Александра Столпера затронула сердца советских зрителей, для которых тема войны была ещё очень свежа. Фильм «Живые и мёртвые» вышел в прокат в 1964 году и стал лидером, собрав 41,5 миллион зрителей, обойдя все другие киноленты (в том числе знаменитую комедию «»).
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое
вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.