.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Комедия "Фортуна"
Режиссер - Георгий Данелия. В ролях - Вахтанг Кикабидзе, Алексей
Петренко, Владимир Ильин, Алексей Кравченко, Дарья Мороз, Василий Соколов. Россия.
2000.

Фома Каландадзе (Вахтанг
Кикабидзе) - бывший морской капитан, а нынче - владелец
самоходной баржи-развалюхи, которую он в свое время выиграл в
карты. Но бизнес у Фомы идет довольно паршиво, и денег не
хватает даже на то, чтобы поиграть в автоматы (Фома -
страстный игрок).
Но внезапно у Фомы появляется
возможность подзаработать: некий молодой бизнесмен по имени
Вадик (Алексей Кравченко) арендует баржу для перевозки груза
из маленького волжского городка, где живет Фома, в Москву, а
кроме того, Вадик во время поездки собирается жениться, так
что деловой рейс должен превратиться в свадебное
путешествие.
Поначалу, вроде, все
складывается хорошо - венчание состоялось, и баржа с грузом и
молодоженами медленно, но верно продвигается к Москве, однако
у Фомы начинаются проблемы с некими бандитами, которые знают
кое-что о его прошлом и шантажом заставляют Фому переправить в
столицу некий довольно опасный груз.
Кроме того, механик баржи (Алексей Петренко)
все время занимается усовершенствованием движка, для чего
заимствует некоторые детали с секретных объектов, что также
приводит к неприятностям.
Но, как выяснилось, настоящие
проблемы начались уже по приезде в Москву. Героям фильма
пришлось многое пережить, а Фома с Вадиком даже попали в
тюрьму. Но никогда не унывающий Каландадзе справился со всеми
проблемами, герои фильма вновь воссоединились на барже и
отправились в голубую даль, навстречу своему
кораблекрушению...
***
Кстати, "Фортуна" меня приятно
поразила. После ужасно слабой "Насти" и "Орел или решка",
которую я, если честно, даже не досмотрел, новый фильм Данелии
я купил с большой опаской. Для меня Данелия - один из лучших
режиссеров современности, снявший десяток настоящих шедевров,
причем каждый новый фильм был лучше предыдущего, хотя,
казалось, лучше уже некуда. И когда я увидел "Настю", то
понял, что Данелия - увы, увы - из гения превращается в
довольно среднего режиссера. И "Фортуну", если честно, я даже
и не хотел смотреть, особенно вспоминая приведших меня в шок
"Старых кляч" Рязанова. Вот не хочется смотреть на агонию
прекрасных режиссеров. Честно слово - не хочется!
Да и приглашение Данелией на
главную роль в фильме Вахтанга Кикабидзе наводило на мысли о
том, что мэтр будет пытаться сделать некую перепевку
гениального "Мимино", однако совершенно понятно, что никакая
перепевка (тем более - снятая спустя столько лет) не сможет
стать даже слабым подобием этого великолепного фильма.
Однако, как ни странно,
"Фортуна" смотрится вполне неплохо. Конечно, нет смысла
сравнивать ее с тем же "Мимино" или "Осенним марафоном", но
никакого шока у меня не было. Неплохая комедия, временами даже
смешная. Кикабидзе выглядит не престарелым Мимино, из которого
сыплется песок, а седовласым красавцем, который, несмотря на
годы, вовсе не утратил своего истинно грузинского утонченного
достоинства и склонности к широким жестам.
Алексей Кравченко обычно играет
всяких бандитов, а в "Фортуне" он выступил в роли неудачливого
бизнесмена и молодожена. Выступил довольно слабенько, роли
бандитов у него получаются намного лучше. А вот Владимир Ильин
в картине как раз исполнил роль бандита, но он мне тоже не
сильно понравился (вот тут Кравченко, вероятно, был бы на
месте). Впрочем, у Ильина в фильме роль достаточно
эпизодическая.
Обсуждать, как сыграл Петренко -
нет никакого смысла, потому что этот актер великолепен везде,
всегда, в любой роли и у любого режиссера. Также мне очень
понравилась Даша Мороз в роли молодой жены - роль очень яркая
и запоминающаяся. Да и молодой актер Василий Соколов очень
неплохо выступил в роли помощника Фомы. Кстати, сам Данелия в
фильме тоже засветился - он изобразил пахана в тюрьме, куда
ненадолго попали Фома и Вадик (вы его видите на картинке из
фильма).
Еще раз повторяю - "Фортуну" не
надо сравнивать со старыми фильмами Данелии, но ее вполне
имеет смысл посмотреть, ощущая чувство приятной ностальгии по
"Мимино". Приятной - потому что Мимино жив, здоров и держится
все с тем же великолепным достоинством, а Данелия -
великолепнейший Данелия - как будто, наконец, ощутил связь с
современностью (чего никак не получается у Рязанова) и снова
вернулся в обойму.
Меня приятно поразил этот фильм.
Мягкая, спокойная и очень добрая комедия, в которой отчетливо
проглядывается старый Данелия. Там нет убойных шуток, нет
умопомрачительных трюков, иногда даже встречаются не особо
удачные эпизоды, однако смотрится это очень и очень неплохо.
Конечно, сними такой фильм какой-нибудь иной, не особенно
известный режиссер, - я бы его оценивал немного по-другому, но
к Данелии я отношусь очень трепетно, поэтому откровенно
обрадовался, когда увидел, что мэтра еще рано списывать со
счетов.
А закончить эту рецензию я бы
хотел словами Алексея Петренко, говорящего о съемках этого
фильма:
Плохо, что Данелия непьющий. Это ужасно для
актеров. Но надо отдать ему должное, он нас не обнюхивал и был
добр, никого не мучил. А сам ночей не спал, думал о картине.
Атмосфера на съемочной площадке сложилась совершенно не
похожая на ту, что обычно царит в кино. Это было общество
Данелии – тихое, спокойное, все работали с удовольствием.
Осталось хорошее послевкусие. Все мы стали родными, всех, кто
работал на "Фортуне", хочется видеть. Вот это и есть атмосфера
Данелии.
Автор - Алекс Экслер
Ссылки по теме:
Обои рабочего стола из фильма "Фортуна"