Режиссер: Михаил Колпахчиев
Сценаристы: Михаил Колпахчиев, Антон Зинченко, Геннадий
Казачков
Россия. 2015 г. 8 серий
XIII век, на Руси смутные времена. Лазутчики
тевтонского ордена опаивают отравляющим зельем новгородского князя Ярослава. В
городе зреет бунт. Архиепископ Спиридон посылает верных дружинников на поиски
сына Ярослава - княжича Александра, коего он в прошлом году отправил вместе со
старцем Валдаем в леса... В дальнейшем перед зрителями разворачивается увлекательная
остросюжетная картина, насыщенная многочисленными схватками...
Итак, в некие смутные времена
на Руси отправились могучие богатыри на поиски княжича Александра, который где-то
там со старцем Валдаем прячется в лесах. И пошли богатыри, совершая по пути ратные
подвиги, защищая мирные селения, побеждая разбойников и пришлых викингов...
В самом начале фильма зрителям представляют главных героев. Один - лучший боец
на мечах, другой лучший лучник, третий - ведун и знахарь и т.д. Казалось бы, такая
интересная компания, вот бы где разгуляться! Да только дальнейшее развитие характеры
главных героев абсолютно не получают. Разве что Аникей отличается слабостью к
женскому полу, да Бус в силу своих внушительных размеров демонстрирует повадки
Портоса с лицом криминального братка из 90-х. Но это все типажи - а где подробная
проработка персонажей? Вот и получается, что дружина представляет собой группу
одинаковых оловянных солдатиков. Да и ведут себя дружинники порой совершенно нелогично.
Они легко вступают в бой со смердами или с викингами, которые превосходят их по
численности, но почему-то долго выжидают и совещаются, при виде жалкой кучки необученных
разбойников. Причем продолжают медлить, и когда в бой без приказа встуают Аникей
с Евпатием. В результате этой непонятной задержки Евпатий получает ранение...
По ходу фильма вообще возникает множество вопросов. Например, почему викингов
называют варягами. Похоже сценарист вообще не знает разницы в этих понятиях. Вызывает
недоумение и внешность конунга Олафа с раскосыми глазами. Это викинг?! К тому
же в XIII веке уже никакими викингами, восславлявшими Одина и не пахло - в Скандинавии
уже вовсю царило христианство...
Но хуже всего с язычниками, поклоняющимися вместо привычных славянских богов
какому-то Мору. Это что за чушь? Известно ли сценаристу, что язычники не приносили
человеческих жертв? Зрителям же представили их в виде каких-то кровожадных садистов.
Список таких несуразностей можно продолжать долго...
Тем не менее, сырой, непроработанный
сюжет, отчасти компенсируется динамизмом. Картина насыщена схватками и битвами,
которые, конечно же, к реальности не имеют никакого отношения. Крестоносцы, использующие
свои копья в стиле боевых монахов Шаолиня, русские богатыри, совершающие кульбиты
в тяжелых доспехах и со щитами за спиной - все это вызовет вполне обоснованный
гнев знатоков истории. Однако, согласитесь, выглядит-то все это вполне увлекательно
и захватывающе. Правильней было бы при просмотре "Дружины" настроится
на то, что исторической реальности в ней нет и грамма, это скорее клиповая развлекуха
в стиле знаменитых мультфильмов про супер-героев богатырей с явным влиянием голливудских
картин на соответствующую тематику. Внимательный зритель увидит определенные аналогии
и с "Властелином колец", и с "Викингами", и с "Тринадцатым
воином". Конечно, картина слабее голливудских аналогов, но вполне смотрибельна...
В заключение хочется отметить одного пероснажа, который явно выделяется среди
других. Это предводитель разбойников Малява в исполнении актера Андрея Шимко.
В этой роли актер в чем-то напоминает великого Олега Борисова, который нередко
создавал образы, наделенные отрицательным обаянием и юмором. Вот и Малява, получившийся
ярким и живым, без сомнения, вносит свежую струю в повествование. Выступая в начале
как исключительно отрицательный персонаж, он впоследствии вызывает у зрителей
порой симпатию, порой жалость, порой улыбку.