.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Комедийная мелодрама "Дети Дон-Кихота"
Режиссёр: Евгений Карелов.
Сценарист: Нина Фомина. Оператор: Эмиль Гулидов.
Композитор: Георгий Фиртич. Художник: Ирина Шретер.
СССР. Производство: Мосфильм. 1965.
Рассказ про врача роддома Петра Бондаренко, человека скромного, порядочного, принципиального и ответственного, которого соседи называют Дон-Кихотом. Вместе с женой он занимается воспитанием трёх сыновей. Сыновья такие разные и такие родные. Мало, кто знает, что все они – бывшие отказники из роддома.
Премьера: 28 февраля 1966.
Главные герои:
Пётр Бондаренко, акушер-гинеколог ()
Вера Петровна Бондаренко, пластический хирург ()
Виктор Бондаренко, старший сын, художник ()
Дима Бондаренко, средний сын, студент педагогического института ()
Юра Бондаренко, младший сын, школьник (Андрей Бельянинов)
Марина Николаевна, директор кинотеатра "Аэлита" ()
Афанасий Иванович, главбух в кинотеатре "Аэлита" ()
Мотя, девушка в веснушках, выпускница ремесленного училища ()
Валя, соседка и сокурсница Димы Бондаренко (Наталья Зорина)
Андрейка, друг Юрки, сосед с нижнего этажа (Саша Благовещенский)
Мария Ивановна, медсестра ()
Другие персонажи:
Зоя Николаевна, мать Вали и Андрейки ()
медсестра роддома (Мария Кремнёва)
мать-кукушка ()
родильница (Валентина Ананьина)
мать новорождённого Витеньки (Валентина Хмара)
полная мамаша (Эльвира Луценко)
мамаша из 6-ой палаты, родившая девочку ()
старуха с собакой "Вихрь" ()
сторож вольера со львами (Виктор Колпаков)
милиционер в зоопарке ()
диктор в зоопарке (Надежда Самсонова)
Сазонов, пациент Веры Петровны (Герман Качин)
пациентка Веры Петровны (Наталья Громова) |
таксист (Алексей Кузнецов)
работница ЗАГСа (Татьяна Пивоварова, озвучивание - Антонина Максимова)
Вера Николаевна, уборщица в кинотеатре (Вера Благовидова)
профессор института (Борис Баташев)
Николай Николаевич (Всеволод Массино)
милиционер у посольства ()
тамада на юбилее (Юрий Чекулаев)
соседка (Александра Денисова)
соседка (Алевтина Румянцева)
дед Моти (Николай Новлянский)
член комиссии по распределению выпускников (Николай Бармин)
член комиссии по распределению выпускников (Виктор Матисен)
выпускник пединститута (Стахан Рахимов) |
Эпизоды: Александр Гречаный, , Зоя Исаева и др.
Душевная история о порядочном и ответственном человеке
После военной драмы «Третий тайм» режиссёр Евгений Карелов поработал в киножурнале «Фитиль», а затем взялся за съёмки комедийной мелодрамы «Дети Дон Кихота». Сценарий к этой картине написала Нина Фомина, для которой это был дебют в кино. А сам фильм стал откликом на политику государства, направленную на укрепление семьи.
Сюжет фильма построен вокруг семьи главного героя – врача роддома Петра Бондаренко. На главную роль Карелов пригласил замечательного актёра , и это оказалось 100-процентное попадание. Папанов создал образ человека глубоко порядочного, ответственного, принимающего близко к сердцу чужие проблемы, беды. Его жизненный принцип – если ты можешь помочь людям, то обязан это сделать.
Под стать главному герою и его супруга – пластический хирург Вера Петровна. Прославившаяся в 40-е годы, благодаря фильмам «Близнецы» и «Счастливый рейс», актриса затем в 50-е годы играла в основном комедийные роли второго плана. Здесь же ей довелось сыграть главную героиню, которая является для своего мужа и любящей женой, и верным другом. Доставляет удовольствие наблюдать, насколько трогательны, сердечны их отношения.
Супруги воспитывают трёх сыновей. На протяжении всего фильма зритель не догадывается, что все они приёмные. В семье царит любовь, взаимопонимание. При этом у каждого из сыновей свои взгляды, свои мечты. Старший сын, Виктор, в исполнении – молодой художник. Он рефлексирует по поводу своих работ, считая их бездарными. В результате Виктор устраивается оформителем в кинотеатр, где находит любовь в лице директора Марины Николаевны ().
Средний сын Дмитрий оканчивает педагогический техникум. Эту роль сыграл . Образ получился довольно противоречивый. Дмитрий давно дружит с соседской девушкой Валей (Наталья Зорина), а, когда та на него обижается, как-то очень легко с ней расстаётся. Зато, едва увидев симпатичную Мотю (), тут же тащит её в ЗАГС. Вырисовывается образ обаятельного, но какого-то легкомысленного и даже поверхностного парня. И с этим совсем не вяжется то, как на вопрос профессора о задачах педагога, он неожиданно даёт простой и, в тоже время, очень глубокий ответ.
А вот с младшим сыном Юрой всё понятно. Его сыграл Андрей Бельянинов. Юра – типичный советский школьник тех лет, который постоянно рвётся совершать какие-то подвиги – например, поехать в Африку спасать угнетённых негров.
Одна из важных сюжетных линий связана с молодой матерью, решающей оставить новорождённого сына. На эту роль режиссёр пригласил студентку ВГИКа . Но тут возник один важный момент - как известно, советские зрители зачастую отождествляли персонажей с их исполнителями, и яркая отрицательная роль могла сослужить начинающей актрисе плохую службу. Ингрида Андриня даже подумывала отказаться от съёмок. Но Евгений Карелов нашёл выход - во время всего фильма зритель не видит лица матери-кукушки. Она то сидит спиной, то низко наклоняет голову, и длинные светлые волосы скрывают её глаза. В титрах актриса также была не указана.
Во всём этом имелся и второй смысл: героиня постоянно прячет лицо, словно стыдясь своего поступка. Нет лица, нет имени – авторы словно обобщают в данном образе всех тех, кто оставил своих детей в роддомах. Да и Бондаренко со своей страстной речью обращается куда-то в сторону, ко всем таким «мамочкам». Данный приём, так называемого «обезличивания», впоследствии вошёл в кинематографические учебники.
В какой-то степени сюжет фильма можно считать сказочным, идеализированным. Но насколько тёплой, доброй и душевной получилась эта киноистория. Поэтому фильм долгие годы оставался в числе любимых зрителями.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое
вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.