.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Сатирическая комедия "Блондинка за углом"
Режиссёр: Владимир Бортко
Сценарист: Александр Червинский. Оператор: Иван Багаев.
Композитор: Исаак Шварц. Художник: Владимир Светозаров.
СССР. Производство: Ленфильм. 1984.
Разочаровавшись в своей работе, астрофизик Николай Порываев устраивается грузчиком в универсам. Там он знакомится с обаятельной и пробивной продавщицей овощного отдела Надей. Николай и Надя – полные противоположности друг другу во всём, но, тем не менее, между ними возникают романтические отношения…
Премьера: март 1984.
Герои фильма:
Надежда, продавщица гастрономического отдела ()
Николай Порываев, бывший учёный, а ныне грузчик в магазине ()
Гаврила Максимович, папа Николая, инвалид войны (Марк Прудкин, озвучивание - )
Татьяна Васильевна, мама Николая, школьная учительница ()
Регина, пианистка из консерватории, подруга семьи Порываевых ()
"Крокодил" Гена, брат Надежды, механик в автосервисе (Анатолий Сливников)
Рашид Рашидович, работник универсама (Баадур Цуладзе)
служащий универсама ()
рабочий универсама (, озвучивание - )
нервный покупатель ()
Огурцов, член-корреспондент АН СССР, научный руководитель Николая (, озвучивание - )
сексопатолог (Вячеслав Васильев)
Владимир Аркадьевич, гость на свадьбе (Юрий Эллер)
женщина в ресторане (Елена Павловская)
бегун (Андрей Воробьев)
Фильм, ставший жертвой цензуры
До фильма «Блондинка за углом» Владимир Бортко снял несколько картин. Но большой известности те работы ему не принесли. Именно комедия «Блондинка за углом» стала для режиссёра первым большим успехом, и это, не смотря на определённые обстоятельства, о которых пойдёт речь ниже…
Фильм повествовал об астрофизике Николае Гавриловиче Порываеве, потратившем пятнадцать лет на бесплодные поиски внеземных цивилизаций. Разочаровавшись в своей деятельности, Николай увольняется с института, устраивается грузчиком в магазин, начинает выпивать… Тем временем, продавщица магазина Надя поспорила со своей коллегой, что сможет «сделать человека» из любого алкоголика. Выбор девушки выпадает на Николая. Начавшееся между ними общение перерастает в дружбу, а затем и в любовь. Герои планируют свадьбу, вот только их взгляды на жизнь оказываются совершенно противоположными. К чему это приведёт?
Роль Николая Владимир Бортко доверил звезде отечественного кинематографа . А вот по поводу кандидатуры на роль Нади были вопросы. Основной кандидаткой считалась , любимая зрителями по фильмам «Экипаж» и «Чародеи». , хотя и снялась к тому времени в десятке картин, была куда менее известна. Однако в итоге Владимир Бортко выбрал именно её. Попадание оказалось 100-процентным. Татьяна Догилева создала яркий, запоминающийся образ пробивной девушки, которая «знает, как жить», имеет множество знакомств и связей.
Надо отметить, что в Советском Союзе при тотальном дефиците товаров народного потребления связи и возможности договориться, «что-то достать» имели крайне важное значение. Поэтому быть директором рынка, магазина или овощной базы было гораздо престижнее, нежели академиком. Именно эту тему и поднял в своей сатирической картине Владимир Бортко.
Каким получился фильм, сегодня сложно сказать, поскольку первоначальную версию советская цензура не приняла. Режиссёра обвинили в искажении советской действительности, фильм назвали пасквилем. Бортко пришлось идти на компромисс и сокращать ряд сцен. Вместо них в картину по указанию начальства были введены музыкальные вставки в исполнении Андрея Миронова. То, что Миронов великолепный исполнитель, сомнений ни у кого не вызывает, но в данном случае это не пошло на пользу кинокартине. «Блондинка за углом» во многом потеряла в своей социальной направленности, а главное – был совершенно искажён первоначальный финал.
Несмотря ни на что, вышедший на экраны фильм был тепло встречен зрителями. Конечно, во многом сыграла невероятная популярность Андрея Миронова. А вот критики обрушились на «Блондинку за углом» с различными претензиями. По этому поводу сам Миронов в интервью газете «Советская культура» отметил: «Я считаю, что фильм оказался дискредитирован редакциями и переделками. Ведь первоначальный сценарий, какой был принят к постановке, с каким знакомился я и другие актёры, к сожалению, имел лишь отдалённое сходство с тем, что вышло на экран».
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое
вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.