Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Музыкальный фильм-спектакль "Белая акация" Режиссеры: Владимир Иванов, Валерий Бунин
В центре повествования - одесская девушка Тоня Чумакова, с хорошо поставленным сопрано и перспективой стать радисткой на китобойном судне «Салют 8». Она тайно влюблена в капитана-гарпунера Куприянова. А тем временем его невеста Лариса Штепенко, пока жених в дальнем плавании, не прочь погулять в Аркадии со спекулянтом Яковом Наконечниковым по прозвищу Буксир... Главные герои: Другие персонажи:
Китобои под акациейСоветская оперетта «Белая акация» в Театре имени Вахтангова по вполне понятным причинам привлечет внимание зрителей среднего и старшего возраста. Но молодежи тоже стоит посмотреть эту смесь любви с иронией: по крайней мере, внуки увидят, как отцы и деды осмысляют свою молодость.
На спектакле вспоминался старый одесский анекдот. Подрядилась бригада покрасить пароход. Приходит комиссия принимать работу и видит: один борт сияет свежей краской, а второй, как прежде, облуплен. На негодующие вопросы работяги отвечают: сделали согласно договору, в нем так и сказано: «Бригада маляров, с одной стороны, и пароходство, с другой стороны…» Именно так смотрит на «Белую акацию» режиссер Владимир Иванов. Он остроумно вводит зрителей в действие: направляет прожектор на запыленный советский герб, вылепленный над сценой. Время и место, а значит, ментальные особенности спектакля заданы публике сразу. С этим покончено. Дальше можно веселиться. Свет перемещается на занавес, за которым открывается условная приморская улица Одессы – выстиранное белье на веревках во дворе, брошенный кем-то велосипед, ослепительно синее небо. Все под звук прибоя, пароходные гудки и крики чаек. Из-за кулис собирается советская толпа: матросы в бескозырках, заполошные домохозяйки, очкарики-шахматисты, дети, рисующие мелом. И главные герои оперетты, разумеется: щеголяющий накладным животом и нафабренными усами мастер-наставник китобойной флотилии «Салют», его племянница Тося – существо в косичках, убийственно положительный капитан-гарпунер, по которому племянница сохнет, невеста капитана, местная шалава Лора, и обильная бюстом корабельная буфетчица с мужем – театральным парикмахером в красном «артистическом» берете. Сценограф Максим Обрезков хоть и молод, но хорошо чувствует типажи советского времени. Одна восточная женщина с золотыми зубами дорогого стоит. Режиссер применил простой прием, который стопроцентно сработал: вложил реплики от авторов в уста персонажей. То есть выходит жена мастера-наставника и прежде положенного крика «Тоська! Сходи к соседям!» жеманно сообщает о себе: «Появляется Ольга Ивановна». Иванов убил двух зайцев: отстранил «совок» и обыграл традицию Вахтангова – отстранять сюжет вообще, как в легендарной «Турандот». А зрители смеются. Им дадут много поводов для смеха: конфеты «Тузик» местного производства, которые с энтузиазмом потребляют герои, Нептун, которого утверждали на партбюро, реплика «что ты стоишь, как памятник дюку Ришелье?». И сатирический персонаж Яков Наконечников, смачно играющий в джентльмена, а на деле – ворюга и жлоб, простудившийся на экваторе, потому что от жары и безделья залез в рефрижератор. Иронические намеки тоже срабатывают.
Ансамбль вчерашних студентов (спектакль был прежде поставлен как дипломная работа выпускников Театрального института имени Щукина) играет китобоев под акацией с таким энтузиазмом, словно эти мальчики и девочки все еще сдают экзамен по мастерству. Режиссер поставил перед студентами профессиональную задачу – сыграть в оперетту, в опереточную манеру петь и представлять. Молодежь столь внятно выполнила указания, что дипломный спектакль был включен в репертуар Театра Вахтангова. А что вокала кому-то не хватает – не страшно. Они успешно маскируют слабые места речитативами, воодушевлением и репликой «в Одессе у всех есть голос – такой климат». И вообще, вспомните о термине «поющий актер». А прежде чем критиковать, станцуйте матросское «Яблочко». Трудно, правда? Но исполнители «Белой акации» выучились. Конечно, снобам от «серьезного» искусства эта постановка противопоказана. Так это нормально. Как справедливо замечено в оперетте про китобоев, «одни любят море, а другие – моряков». По-моему, в «Белой акации» ничуть не больше отрыва от действительности, чем во всенародно любимом сериале про улицы разбитых фонарей. Знают же все, что такой милиции не существует в природе, но смотрят, как пришитые. Потому что взрослым сказки нужны не меньше, чем детям. А может, и больше. Майя Крылова, Газета.Ru, 15 октября 2008 года Как говорят в Одессе…Вахтанговцы предложили зрителям на один вечер вернуться в Советский Союз
Красный луч прожектора освещает герб советской страны, который полвека назад был отлит из гипса и установлен над сценой театра. Постепенно луч ползет вниз, падает на занавес, тот открывается и перед нами – одесский двор начала пятидесятых годов. На длинных веревках сушится белье, садовая ограда увита плющом, дети пишут мелом на стене: «Белая акация». И звучит оптимистическая музыка Дунаевского. С первых минут возникает ощущение, будто мы попали в музыкальный театр времен СССР. Режиссер спектакля Владимир Иванов не стал резко перекраивать сюжет «Белой акации»: все герои столь же искренне воспевают жизнь советской страны, как делали это артисты полвека назад. Разница только одна: в старую эпоху театр носил идеологическую функцию, а теперь – развлекательную. Следовательно, все, что происходит на сцене, – своего рода шарж. Театр смеется над самим собой: дескать, смотрите, как эту пьесу играли раньше.
В программке сообщается, что Владимир Иванов не вносил коренных изменений в либретто Масса и Червинского. Однако во время спектакля становится понятно, что изменения все-таки есть. Например, режиссер насытил постановку советскими песнями тридцатых–шестидесятых годов, а под занавес добавил «Каким ты был, таким остался» из «Кубанских казаков», танец «Яблочко» и марш советского цирка. Но сделано это для того, чтобы обойти подводные рифы: все же вокальные данные артистов не настолько идеальны, чтобы исполнить некоторые номера из «Белой акации». Например, сложная «Песня о белой акации» исполняется как бы в шутку, когда Тоня (Ольга Немогай) во дворе демонстрирует ребятам свое вокальное мастерство. Отметим также, что как танцевальные, так и вокальные номера в «Белой акации» блестяще отрепетированы. Чувствуется, что работа над спектаклем продолжалась долго. Наверное, поэтому он и создает ощущение праздника. Кстати, праздника от спектаклей, насыщения их гротеском требовал и основатель этого театра – Евгений Вахтангов в начале ХХ века. А позже эту традицию продолжали и Рубен Симонов, и Борис Захава, и Борис Щукин, и Леонид Шихматов, а в новое время – Ульянов, Яковлев, Этуш, Борисова, Лановой, Гриценко... В «Белой акации» есть сцена на корабле: одесские моряки, отправившись в рейс, пересекают экватор и по этому случаю решают отпраздновать день Нептуна. О начале этого праздника объявляет актер Павел Любимцев (его голос, записанный как фонограмма, звучит из радиорубки). После этого в зал вбегают матросы с клизмами в руках и брызгают в публику. На премьере Павел Любимцев (кстати, он преподавал на этом курсе) сидел в зале. Но один из недавних выпускников то ли от волнения, то ли от радости водяную струю направил Любимцеву прямо в лицо Виктор Борзенко, Новые известия, 7 октября 2008 года Интересные фактыФильм Владимира Иванова и Валерия Бунина - вторая по счету экранизация оперетты Исаака Дунаевского "Белая акация". Первая была осуществлена режиссёром Георгием Натансоном в 1957 году по спектаклю Одесского театра музыкальной комедии режиссёра Изакина Гриншпуна.
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|